29



 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический

институт (филиал) Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

 

 

 

Кафедра русского языка и литературы

Творчество М.М.Зощенко

Контрольная работа по литературе

 

 

 

 

Выполнил:

Соловьева Н.В.,

студентка НТ-403 РЛ

Проверил:

Несынова Ю.В.

к.ф доцент кафедры ФФМК

 

 

Нижний Тагил

2016

 

Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля 1894 года в Петербурге. Его отец был художником. Семья Зощенко распалась, когда он был еще ребенком. В 1913 году Зощенко окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В апреле 1914 года он был исключен «за невзнос платы за весеннее полугодие 19ё4 года». В сентябре 1914 года его зачислили юнкером в Павловское военное училище. Начавшаяся Первая мировая война помешала окончить училище. После прохождения ускоренных четырехмесячных курсов военного времени Зощенко был произведен в прапорщики и направлен «служить в Мингрельский полк Кавказкой гренадерской дивизии» в должности младшего офицера пулеметной команды. Война подорвала его здоровье.

Зощенко еще в детстве мечтал стать писателем, но, прежде чем найти свой путь в литературу, ему пришлось сменить множество профессий: он работал «милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда, делопроизводителем».

Самые ранние литературные опыты Зощенко относятся к 1907-1910 гг., попытки писать рассказы и фельетоны возобновляются в 1914, 1917, 1918 гг. Позднее Зощенко признавался, что в сравнении с его опытом освоения десяти или двенадцати профессий литературная работа оказалась особенно трудной. В июне 1919 года Зощенко поступает в студию при издательстве «Всемирная литература» на отделение критики, которым руководит Корней Чуковский. В 1920 году Зощенко знакомится с будущими «серапионами» — Фединым, Кавериным, Тихоновым. Первое собрание «Серапионовых братьев» состоялось 1 февраля 1921 года. Именно этот год Зощенко называет годом начала своего писательства: «В 1921 году я стал писать рассказы». Анализируя самое н7ачало своей литературной работы, Зощенко вспоминал, что один из его первых рассказов, посланный им в петроградскую «Красную газету», когда он работал телеграфистом пограничной охраны, заставил его всерьез задуматься о том, что «новый мир, новые люди, новая речь» требуют поиска совершенно иной манеры письма. Позднее Зощенко сознательно вырабатывает свой особый стиль, ориентируясь на потребности реально существующего читателя, на язык улицы. На заседании студии, когда Зощенко выступил с чтением реферата о Блоке, впервые обнаружился его будущий стиль. «Это было так смешно, что мы не могли удержаться от смеха», — писала Е.Полонская. Зощенко мастерски овладел новым языком послереволюционной эпохи и утвердился в намерении посвятить себя сатирической литературе. Он пишет пародии на Замятина, Шкловского, Вс. Иванова. Чуковскому запомнилась его «меткая и убийственно злая пародия» на его книгу «От Чехова до наших дней». Знакомство Зощенко в этот период со многими выдающимися писателями – Блоком, Горьким, Замятиным, Есениным, Маяковским, Ремизовым – сыграло большую роль в становлении его творчества.

Путь Зощенко к фантастической популярности оказался стремительным. В 1920 –е годы он публикует в сатирических журналах «Бегемот», «Бузотер», «Чудак», «Смехач» свои рассказы: «Рыбья самка», «Любовь», «Война», «Старуха Врангель», «Лялька Пятьдесят». Уже здесь проявились основные особенности творческой манеры Зощенко: он изобразил реального представителя народных масс, опровергая официальные декларации о формировании принципиально нового «советского» человека, новой социалистической морали и раздражая тех, кто ожидал от революции радикального преобразования человеческой природы. Внешняя простота и доступность его сказовой манеры повествования оказалась иллюзорной.

Уже в ранних рассказах писатель использует главный свой прием: контраст между невозмутимой маской рассказчика и трагикомическими ситуациями, о которых он ведет повествование.

Летом и осенью 1921 года Зощенко пишет цикл «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». Соотнесение «Рассказов Назара Ильича..» с повестью «Перед восходом солнца» позволяет обнаружить в цикле многочисленные эпизоды автобиографического характера и уловить в герое рассказов сходство с автором. Первый из рассказов «синебрюховского» цикла – «Великосветская история» — Зощенко впервые читал у Замятина. Это рассказ о командировке Назара Ильича в имение его ротного командира гвардейского поручика и князя, обеспокоенного судьбой своего имущества после Февральской революции. Второй рассказ цикла – «Виктория Казимировна» — был прочитан автором у «серапионов». Одно из ключевых признаний героя рассказа: « жизнь свою я не берег» — имеет автобиографический источник. Основной мотив рассказа – мотив «опасной» женщины. В рассказе «Чертовинка» повествуется о том, как Назар Ильич лишился жены, дома, имущества. Вернувшись с фронта, он застал жену, считавшую, что Назар погиб, замужем за другим.

В «Рассказах Назара Ильича» Зощенко пошел по пути разработки приемов бытового разговорного рассказа вслед за гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки». В полный голос заявил о себе оригинальный зощенковский герой – «маленький человек», надломленный событиями революции и гражданской войны. Сатирические рассказы 1920 годов принесли Зощенко такую славу. Которая редко выпадала при жизни кому-либо из русских писателей 220 века. Наибольшую известность приобрели его рассказы «Уважаемые граждане», «Над кем смеетесь?», «Нервные люди». Сборники рассказов в 1920 – 1930 годы выдержали множество изданий.

Подлинными шедеврами жанра короткого комического рассказа стали рассказы «Аристократка», «Баня», «Нервные люди». Их герой – невежественный человек, плохо осознающий окружающую действительность. Противоречия в сознании отражаются в характере его речи. У Зощенко можно выделить несколько типов персонажей. Одни вызывают у автора резкое неприятие, другие – сострадание. Революция не оказала на их психологию и сознание положительного влияния, но они пытаются приспособиться в новым условиям, освоить язык лозунгов и газет, который совершенно им непонятен.

В 1924 году в книгу «Веселая жизнь» Зощенко наряду с рассказами включает «Сентиментальные повести». Цикл первоначально состоял из произведений, написанных в 1922-1926 гг.: «Коза», «Люди», «Мудрость», «Страшная ночь», «О чем пел соловей», «Веселое приключение», «Апполон и Тамара». «Люди» и «Мудрость» были написаны в медитативно-дидактической манере, отличающей их от остальных произведений цикла. Позже были написаны повести «Сирень цветет» и «Мишель Синягин».

«Сентиментальные повести» предваряются предисловиями, указывающими на время их написания – «самый разгар нэпа». Они представляют их автора Ивана Васильевича Коленкорова, как «того среднего интеллигентного типа, которому случилось жить на переломе двух эпох». С образом Ивана Васильевича Коленкорова возникает проблема писателя нового времениЮ связанная с принадлежностью к пролетарскому искусству и выполнением социального заказа в литературе. О Коленкорове иронически сказано, что он принадлежит «к правому крылу попутчиков, перестраивается и, вероятно, в скором времени займет одно из видных мест среди писателей натуральной школы». Образ Коленкорова приобретает антиутопические черты, так как он представляет собой пародию на писателя, которого порождала сложившаяся литературная ситуация.

В «Предисловии к второму изданию» сказано, что Зощенко руководил литературным кружком, в котором были написаны повести Коленкорова, поэтому «некоторые сентиментальные нотки, нытье и кое-какое идеологическое шатание в ту и в другую сторону следует отнести не к руководителю литкружка, а отчасти к автору И.В.Коленкорову, отчасти же к тем литературным персонажам, которые выведены в этих повестях». Прием создания образа мнимого автора, используемый Зощенко, связан с традициями «Повестей Белкина» А.С.Пушкина.

Особенности сказовой формы «Сентиментальных повестей» определяют характер отношений героя-рассказчика и автора. Коленкоров и его читатели составляют контекст героя-рассказчика, низший познавательный план повести. Ее высший формально-эстетический уровень создается самим автором и его читателем. Речь повествователя в «Предисловии к третьему изданию» преподносится автором как «чужая»: «Роль писателя Зощенко в этом труде свелась главным образом к исправлению «орфографических ошибок и выравниванию идеологии»».

Одним из основных приемов поэтики повестей является несоответствие названий и финалов. Названия повестей «О чем пел соловей», «Сирень цветет» предполагают романтическое содержание, повествование о возвышенных чувствах. Финалы же их трагичны. Повести строятся как система поступков персонажей, в них отсутствует внешний психологизм. Но в каждой истории раскрывается психологическая бездна. Зощенко использует приемы гротеска, позволяющие сочетать комические элементы с драматическими и трагическими.

Зощенко разрабатывает приемы комментирования изображаемых событий ( позднее он использует комментарии в повести «Возвращенная молодость»).

Персонажи «Сентиментальных повестей» переживают крах надежд и мечтаний. Они сосредоточены на своих мелких бытовых потребностях, удовлетворение которых не оставляет сил для более высоких духовных целей. Основные мотивы «Сентиментальных повестей», вариации которых повторяются в каждой из них.страх перед жизнью; опасность потери работы; угроза нищеты; утрата человеком интереса к жизни; смерть от «разрыва сердца»; дворянская кровь, толкающая на самоубийство.

Маленький чиновник Забежкин из повести «Коза» живет в постоянном страхе потерять работу, остаться без средств к существованию. Он мечтает найти такую опору в жизни. которая дала бы ему возможность выжить в том случае, если он лишится службы. Однажды, прогуливаясь после работы на окраине города, он замечает объявление о сдаче комнаты одинокому мужчине. Во дворе дома, где сдается жилье, он видит козу и воспринимает увиденное как признак надежды на изменение своей судьбын прилагает огромные усилия, лишается последнего имущества, чтобы поселится у хозяйки комнаты. Желая упрочить свои позиции, он намерен женится на той, которую считает хозяйкой козы. Именно коза является для него условием обеспеченности и прочности жизни. Когда выясняется, что коза принадлежит одному из жильцов, а не самой хозяйке, брак расстраивается. Женщина понимает корыстные цели Забежкина и прогоняет его с позором. В финале повести возникает образ нищего. Ужасающая нищета обрушивается на «маленького человека». Очевидна связь этой повести с традициями гоголевской «Шинели».

Герой повести «Страшная ночь» — Борис Иванович Котофеев имеет очень странную и редкую профессию: он играет в оркестре на музыкальном треугольнике. Сюжет повести перекликается с повесть «Коза»: в «Козе» Забежкин пытался женится на хозяйке, которая сдавала комнату, а в «Страшной ночи» Котофеев уже 15 лет женат на хозяйке невзрачного домика в городском предместье Лукерье Блохиной, которая непрерывно попрекает его и запугивает опасениями, что он сядет ей на шею. Увидев на улице нищего, Борис Иванович проявляет к нему интерес, стремясь понять, как человек попал в такую ситуацию. Его глубоко волновала история опустившегося соседского старичка, бывшего учителя Ивана Васильевича, потерявшего работу, потому что отменили преподавание чистописания. Котофеева пугает , что так же, как чистописание, могут отменить и его профессию. Он переживает страшную ночь, представив, что уже изобретен электрический треугольник, который делает его присутствие в оркестре ненужным. Надвинувшаяся нищета кажется ему свершившимся фактом. На улице он пытается просить милостыню. Его принимают за пьяного, толпа людей, угрожая расправой, бросается за ним. Спасаясь от преследователей, Котофеев оказывается в церкви, взбирается на колокольню и звонит в набат. Пережив мнимый крах как подлинный, он продолжает прежнюю жизнь. Но становится другим, надломленным человеком. Случайность всего происходящего на свете, опасность в любой момент лишится всего, что имеешь, поначалу рождают в герое повести неясное беспокойство, а потом приводит к духовной катастрофе.

В повести «Мишель Синягин» разворачивается история деградации интеллигента, поэта небольшого таланта, который до революции вел жизнь в искусстве, рассуждал о возвышенном, мечтал о яркой любви. Автор пытается найти исторические оправдания тому, что произошло с его героем после революции. Он замечает, что революция привела к исчезновению интеллигентской прослойки, к которой принадлежал Синягие, и к резкому снижению уровня культуры в обществе, лишенном интеллигенции. Автор повести оговаривается, что судьба его героя никак не связана с произошедшим в стране революционным переворотом. Но содержание произведения противоречит этим оговоркам. Именно революция лишила семью Синягина недавно купленного имения. Оставшись без средств, без работы, Мишель Синягин становится нищим, просит милостыню и вскоре умирает. Автор испытывает сочувствие к этому персонажу, человеку, обреченному на гибель в новых условиях. Повесть «Мишель Синягин» явилась попыткой использовать сюжетные и психологические ходы романа и была воспринята современниками как желание писателя написать роман.

В 1929 году Зощенко издает книгу «Письма к писателю», где ему удается на документальной основе – на материале писем его читателей – воссоздать живой облик людей своего времени. Публикация этой книги становится поворотным моментом в творчестве художника. Резкая смена «курса литературного корабля» Зощенко была обусловлена не только давлением извне, фактическим запретом сатиры в советской литературе, но внутренним стремлением к назидательности и морализаторству, к созданию литературы здоровой и мудрой.

В 1930 годы Зощенко пишет «Возвращенную молодость», «Историю одной жизни», «Голубую книгу». «Возвращенная молодость» вызвала большой интерес и споры современников. Понимая необычность своего произведения, Зощенко предварил повествование небольшим теоретическим вступлением, где пытался объяснить читателю свой замысел. Первые три главы посвящены разъяснению новизны темы, проблемы и жанра повести. Размышляя о том, как один советский человек, обремененный годами, болезнями и меланхолией, захотел вернуть молодость, лишь на поверхностный взгляд не свойственны Зощенко. Возможность возвращения физической и духовной молодости была глубоко личной темой писателя. В повести Зощенко предложил собственную систему «возвращения молодости», основанную на синтезе изучений Фрейда и Павлова. Он утверждал, что хандра – признак физического нездоровья, что «случайной смерти не существует» — смерть зависит от прожитой человеком жизни, к болезни и смерти ведут противоречия неумение человека управлять своим телом. В «Возвращенной молодости» писатель создает новую систему метафор, основанных на сравнении человеческого организма с механизмом и хозяйством. Повесть была написана Зощенко в сатирической манере и представляла собой особый жанр, который синтезирует поэтическое, сатирическое и научное(биологическое и физиологическое) начала.

«История одной жизни» — книга, ставшая результатом поездки автора на Беломорканал.

В конце 1920 годов для писателя наступили тяжелые времена. В конце 20-х годов сатира стала жанром, которому не оказалось места в советской литературе, так как считалось, что в социалистическом обществе нет явлений, подлежащих сатирическому обличению. Писатель испытывал постоянное идеологическое давление, от него требовали создания «положительной сатиры». Положительных персонажей: всего этого не существовало в природе, и писатель совершал противоестественные и безуспешные попытки их изобрести. Он вынужден был нивелировать созданный им оригинальный язык, писать произведения, которые были ниже уровня его возможностей, не соответствовали масштабам его таланта. Примером таких неудачных попыток являются предвоенные «Рассказы о Ленине».

Повесть «Перед восходом солнца» — не столько художественная проза в чистом виде, сколько сложное сочетание философского трактата, публицистики, мемуаров и автобиографии автора. Зощенко продолжает попытки решать малоизученные медицинские проблемы преодоления меланхолии и утомления, которые его глубоко волновали, тем более, что он страдал тяжелыми недугами, от которых пытался избавиться путем самостоятельного психоанализа. Повесть вызывает особый интерес, поскольку позволяет проникнуть в творческую лабораторию писателя, раскрыть с поразительной откровенностью основные мотивы его дарования. Через всю повесть проходят мотивы опасной любви, эмиграции, нищеты, безумия, страха воды, смерти. На первый взгляд «Перед восходом солнца» может показаться фрагментарной повестью, составленной из цепи разрозненных эпизодов из жизни автора. Но более пристальное рассмотрение позволяет обнаружить внутренне драматичные сюжетные линии, скрепляющие произведение. Основной сюжет его отражает этапы пути героя к открытию способа стать счастливым. Одним из важнейших условий обретения для него счастья является решение вопроса отношений к старому дореволюционному миру и миру новому, возникшему после революции.1940 –е годы – самый тяжелый период в судьбе писателя. В августе 1943 года началось печатание глав повести в журнале «Октябрь». Но публикация была остановлена. В декабре 1943 года в постановлениях ЦК ВКПб «О повышении ответственности секретарей литературно-художественных журналов», повесть «Перед восходом солнца» была названа «политически вредным и антихудожественным произведением». К травле писателя подключаются руководители Союза писателей. Травля Зощенко продолжается и в послевоенное время. 10 августа 1946 года в газете «Культура и жизнь» была напечатана заметка В.Вишневского «Вредный рассказ Зощенко». Речь шла о рассказе «Приключение обезьяны», содержание которого послужило поводом для травли писателя. В рассказе изложена история обезьянки, которая сбежала из зоопарка после бомбежки и бродила по городу Борисову времен войны, попадая к разным людям и наблюдая их жизнь. В рассказе увидели «концепцию», которая сводится к тому, что в клетке обезьяне жилось лучше, чем среди людей.

Заметка Вишневского была написана по указке Сталина, с которым знаменитый драматург встретился во время заседания Оргбюро в Кремле 9 августа, где обсуждались ленинградские журналы. Сталин говорил: «Человек войны не заметил…Почему я недолюбливаю Зощенко? Зощенко – проповедник безыдейности…и советский народ не потерпит , чтобы отравляли сознание молодежи…»

Сталин укорял редколлегию журнала «Звезда» за то, что она «дает место балагану», что «многие низкопоклонничают перед Западом». Последнее было особенно актуально, потому что солдаты, журналисты и писате5ли, попавшие в конце войны в Европу, увидели огромную разницу между уровнем жизни там и у себя на родине. Необходимо было противодействовать этим настроениям. Сталин решил ударить по Зощенко и Ахматовой – писателям, которые пользовались наибольшей популярностью и на родине, и в среде русской эмиграции. Против них и было направлено партийное постановление от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград»». Слова Сталина о Зощенко, на многие годы определившие судьбу писателя : «Не обществу перестраиваться под Зощенко, а ему надо перестраиваться , а не перестроится, пускай убирается к чертям». Зощенко был выкинут не только из литературной жизни: его полностью лишили возможности печатать свои произведения. Он подвергся медленному физическому и моральному уничтожению. Писатель был унижен и подвергнут публичной травле на собраниях писателей, у него не было средств к существованию.

После смерти Сталина обстановка вокруг Зощенко начала успокаиваться, 23 июня 1953 года его вновь приняли в Союз писателей, постепенно возобновлялись его публикации. Но в мае 1954 года произошло трагическое для писателя событие. Вместе с Ахматовой он встретился с английскими студентами. На встрече ему был задан вопрос, как он относится к постановлению 1946 года. Зощенко сказал, что он не согласен с тем, что он «подонок и хулиган». Состоялось собрание ленинградских писателей, где от него требовали публичного покаяния. Но Зощенко настаивал на том, что не может согласится с критикой, перечеркивающей всю его работу.

Последние годы писатель жил в унизительной бедности. Он долго добивался, чтобы ему выплачивали пенсию по старости, но дождался ее только перед самой смертью. Талантливый, всенародно любимый писатель был сломлен и уничтожен при жизни. Зощенко умер летом 1958 года. Многие побоялись прийти на его похороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1 «Русская литература 20 века» под ред. Л.П.Кременцова, Том 1. 2005.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>