25,26,27,29,33



25. Семья с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Семья для него является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом и этнокультурой. Считается необходимым рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен.  Русская народная педагогика среди воспитателей на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как они растят детей. Обобщая опыт воспитания, педагогика народов Северного Кавказа приходит к выводу, что именно семья имеет главное значение в становлении личности, ее развитии и воспитании человека, а значит, в жизни общества. Она сформировалась под воздействием социальноэкономических условий, жизнедеятельности, внутрисемейных отношений, религии, национальных традиций. Семья карачаевцев, балкарцев, абазин, черкесов, нагайцев имела много общего, порожденного укладом жизни горцев Северного Кавказа, их общими историческими судьбами, культурой, религией. В то же время каждый народ самобытен отличается от другого языком, образом жизни и образом мыслей, обычаями и традициями. Все это не могло не оказывать влияния на семью, взаимоотношения в ней и педагогическую культуру родителей, на формирование самобытной народной педагогики. В народной практике накоплены традиции семейного воспитания. Семья объединяет родителей и детей нескольких поколений. Члены такой семьи могут жить в разных квартирах, домах, в различных районах и городах. Но их всегда объединяют общие установки и традиции, они испытывают чувство ответственности за судьбу каждого входящего в семейное родство. Уверенность в том, что в любой момент каждый член семьи найдет поддержку, понимание, сочувствие – основа того, что мы называем родовой духовной связью. Народная педагогика русская, карачаевская, балкарская, черкесская, абазинская, ногайская сохранила семейные идеалы чувство чести и достоинства, дружбы и взаимопомощи, почитание родителей, милосердие, презрение к трусости и предательству, родственные связи до седьмого колена. Детей воспитывала не только семья, но и родня, все окружение, все общество. Любой старший брат мог сделать замечание младшему или послать его с поручением по делам, и тот принимал это как должное. Почет и уважение к старшему одно из жизненных правил вышеперечисленных народов.

Существует несколько мировых религий: христианство, буддизм, ислам.

Ислам гласит, что ко всем детям в семье надо относится одинаково, Ислам не делает никаких различий между девочками и мальчиками. Ислам до рождения ребенка задумывается о его будущем, и советует мужчинам брать в жены мусульманку. Для них красота и богатство женщины не имеет значения, для них главное правильное воспитание детей, так как дети будут воспринимать нравственные качества, и будут вести себя так как их воспитает мать. В семейном воспитании отводилась большая роль формированию чувства ответственности родителей за своих детей. Мать и отец обязаны окружить теплотой, любовью и добротой и заботой своих детей. В исламе покинуть детей, оставить их без средств к существованию, обречь их на нужду и гибель считалось преступлением. Дети узнают о религии и устоях нравственности через семью. Ислам обязывает семью соблюдать ряд этических норм, правил поведения им должны и следовать дети. В исламе детально проработаны нравственные и этические наставления ислама, которые составляют содержание воспитания мусульман. Большое внимание в исламской педагогике отдается самовоспитанию, где главными методическими средствами является Коран. Во все времена у народов ислама большое место отводилось воспитанию, а именно в исламской традиции. Если ребенок будет воспитан в исламской традиции, то он будут добропорядочным.

Христианское воспитание детей — прежде всего дело семьи, дома. Приходские школы и посещение богослужений дают, конечно, определенные знания, но все это осуществляется, естественно, с помощью семьи. То, что семья посылает ребенка в церковную школу, приводит его в храм — все это только отшлифовывает то, что закладывается непрерывно, день за днем, дома. Сокровищница богословских и литургических текстов уделяет мало внимания роли родителей как воспитателей будущих христиан, мало помогает им. Проповеди, обращенные к родителям, почти всегда осуждают равнодушие взрослых к церковным обязанностям и призывают их не забывать приводить детей в храм. Тем не менее, семья почитается «домашней церковью», и задача родителей — стать «священством» в мире. Наша христианская вера должна воплощаться в христианской семье, наша вера призвана проявляться в ежедневной, ежечасной жизни. В приходской школе дети находятся час в неделю, на церковной службе — еще один-два часа, в лоне семьи мы пребываем постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны нашей жизни — личные отношения, приготовление пищи, трапезу, на здоровье и болезнь. В семье проходит вся жизнь ребенка. Отличительный признак семьи — это любовь, которая лежит в основе ее; семья — зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу.  Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.  С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, и образец этому — любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Родители не должны считать свою любовь неким подарком ребенку, который, в свою очередь, должен быть благодарен им, как за благодеяние.   Ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта, в радостном согласии с правом ребенка на независимость. Любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Родителям необходимо и приятно сознавать, что маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям. Современное общество склонно ограничивать рамки «семьи» родителями и детьми. Вряд ли мы можем что-нибудь изменить, но необходимо, по крайней мере, признать важность родственных уз в христианской среде. Важно именно на этом этапе, чтобы в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, должна царить четкая иерархия ценностей. Чем старше ребенок, тем важнее для него понимание иерархичности дисциплины. Родители-христиане могут помочь детям понять, что в основе всякой дисциплины лежит один принцип: «Да будет воля Твоя», а не принцип родительского «я так хочу».

Важно помнить, семья в буддизме создаётся не только для двоих людей. Согласно представлениям буддизма, муж и жена должны заботиться о родителях, о своих детях и о тех членах семьи, кому необходима их забота и поддержка.

Обязанности ребёнка по отношению к матери и отцу в буддизме:

поддерживать родителей;

выполнять их семейные обязанности, какие ему по силам выполнить;

сохранять семейные традиции;

быть достойным своих предков;

раздавать милостыню в память умерших родственников.

Родителей по отношению к своим детям в буддийской семье должны:

удерживать их от порока;

учить их добродетели;

обучать их ремеслу;

устраивать для них подходящую пару для создания семьи;

вручать им наследство, когда придёт время для этого.

Мужчина в семье, по отношению к своей супруге в буддизме, должен:

проявлять вежливость к ней;

не относиться к ней с презрением;

нельзя изменять жене;

нужно наделять жену полномочиями;

обеспечивать жену украшениями.

Обязанности женщины по отношению к своему мужу в буддизме:

хорошо исполнять обязанности женщины в семье;

проявлять гостеприимство к родственникам и друзьям;

хранить верность мужу;

сберегать то, что муж приносит;

исполняя свои обязанности, проявлять трудолюбие и быть искусной.

Этико-политическое учение, основанное мыслителем Древнего Китая Конфуцием. Согласно учению, почтительный сын обязан заботиться о своих родителях на протяжении всей жизни. Родителям следует прислуживать и угождать, ради их блага быть готовым ко всему, и, чтить их, независимо от обстоятельств. Кроме того, учение призывало к воспитанию высокоморального человека, который был бы честен и искренен, обладал прямодушием и бесстрашием, скромностью и справедливостью. Сдержанность, любовь к людям, достоинство и бескорыстие должны украшать такого человека.

26. Колядки и щедровки — это важная составная часть обряда встречи Нового года (с 24 декабря по 6 января). Колядки изначально представляли собой величальные обрядовые песни, посвященные Солнцу, исполняемые в процессе ритуальных шествий по домам. Происхождение их теряется в веках. Возникновением своим эти обходные обряды, по всей видимости, обязаны украинским народным традициям и приметам, связанным с зимним солнцеворотом — одним из трёх главных ежегодных праздников, наряду с весенним равноденствием и летним солнцестоянием, отмечаемыми предками современных украинцев. На протяжении веков обряд изменялся, но основное его содержание оставалось таким же самым: силой слова и обрядовых действий оказывать содействие благосостоянию крестьянской семьи, исполнению пожеланий удачи в ведении хозяйства, вызвать щедрость природы величальными песнями. Если раньше этот процесс носил в себе магический характер, и с приходом ряженых разыгрывались небольшие шуточные сценки, то в современном варианте смысл обходного обряда сводится к праздничной игре, в ходе которой по мере исполнения колядки христославы и ряженые получают от хозяев дома какую-либо вкуснятину — пироги, конфеты и другие лакомства. Колядовали юноши, ходя по дворам с самодельной звездой, иногда в сопровождении переодетых Маланки, козы, медведя, солдата. Если их приглашали в дом, они разыгрывали сценки из народного спектакля, которые тоже по своему смыслу пророчили благосостояние в хозяйстве. В обрядовых ряжениях люди чаще всего отыгрывали три группы образов — нечистой или потусторонней силы, животных или людей другой этнической принадлежности. В элементе ряжения заключены намёки на дружественные связи с людьми других национальностей, отражения окружающих живых существ и страх перед потусторонней силой, разгоняемой в период Святок воинством Христовым. Поэтому у славян был распространён обычай причащения ряженых после обходного ритуала или насильное купание их в проруби с целью очищения от приобретённой в процессе ряжения скверны. Дети обыкновенно не рядились, а путешествовали группками по домам. Щедровки и посевалки на Новый год – это добрые пожелания в стихотворной форме или песни, которыми гости величают хозяина, поздравляя с зимними праздниками.

Согласно традиции, щедровать начинают вечером 13 января – и до полуночи. Посевают утром 14 января, до полудня. Щедруют – девочки, посевают – мальчики, но не наоборот, чтобы удачу и счастье не испугать.

Учти: первый посевающий 14 января, на Старый Новый год 2017, обязательно должен быть мужчина, который принесет в дом счастье. По народным верованием, девушки счастья не приносят — только ребята.

27. Праздник рождества Христова не сразу вошел в христианский культ. Ранние христиане не знали этого праздника, не отмечали его. Это, в частности, говорится о том, что в первые века христианства не знали даты рождения Христа. Только в III веке христиане научились с января отмечать тройной праздник крещения, рождения, богоявления Христа. Историческая наука свидетельствует о том, что в этот день отмечалось рождение богов во многих дохристианских религиях, 6 января в Древнем Египте праздновали рождение бога Осириса, в Греции – бога Диониса, в Аравии – бога Дусара. Только в 354 г. христианская церковь официально установила празднование рождества Христова 25 декабря каждого года. 6 января верующие продолжали праздновать крещение и богоявление. Общехристианский праздник, в который верующие отмечают рождение «сына божьего» Иисуса Христа, православная церковь празднует 7 января (25 декабря по старому стилю), католическая церковь празднует 25 декабря по новому стилю. На Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу. Дети с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи. В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками – то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки. Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. С 1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать, зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, в то время тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю. В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь. В 1991 году Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации. Сегодня «Рождество Христово» в России — это В еликий Православный праздник.

Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа, Иоанном Крестителем (Предтечей) в реке Иордан. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне Крещения, 18 января, верующие постятся — ничего не едят до вечера, а вечером отмечают второй Святой Вечер или «Голодную кутю». На ужин подают постные блюда. В этот вечер, вернувшись из церкви с молебна, люди ставили мелом или копотью свечи кресты над всеми окнами и дверями. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину — великим Иорданским освящением и называется крещенской. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, и спросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. — «святыня»). Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами в стеклянной таре. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится. Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. В старину, накануне Йордана, во льду вырубали большой крест («йордан») и устанавливали его вертикально рядом с лункой. Ледяной крест украшали барвинком и ветвями сосны или обливали свекольным квасом, от чего он становился красным. Вода освящается в источниках, а там, где такой возможности нет — во дворе храма. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней. До наших дней сохранилась традиция окунаться на Крещение в проруби — тот, кто отваживался на это, верил, что целебная крещенская вода даст ему здоровья на целый год.

29. Новый год по Хиджре  — новый год по Хиджре. Первый день священного месяца Мухаррам. В большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в понимании других народов. В этот день в мечетях читают проповедь, посвящённую переселению (хиджре) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году — отправной точке мусульманского лунного календаря.

Ашура — 10-й день месяца Мухаррам, главная дата шиитского религиозного календаря, день поминовения шиитского имама аль-Хусейна ибн Али (внука пророка Магомета). Празднуется 10 мухаррама. На первые десять дней мухаррама приходится и празднование начала мусульманского Нового года (лунного).

Мавлид (Маулид ан-Наби) праздник в честь дня рождения пророка Мухаммада. Проводится 12 числа третьего месяца мусульманского лунного календаря. Поскольку точная дата его рождения неизвестна, она была приурочена ко дню его смерти. Отмечается 12 числа месяца рабби аль-авваля (3 месяц лунного календаря).

Лейлят аль-Рагаиб или Ночь Рагаиб — (Ночь Даров) по традиции отмечается в канун первой пятницы месяца Раджаб. Праздник посвящён памяти о дне бракосочетания родителей Пророка Мухаммеда — Абдуллы ибн Абд аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб, и его зачатия. Накануне этого дня мусульмане читают особые «молитвы даров» (салат ар-рагаиб). Обычно в этот день мусульмане собираются в мечетях, чтобы совершить коллективную молитву и выслушать проповедь имама

Мирадж  — праздник в честь легендарного путешествия Магомета на белом сказочном животном Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда по световой лестнице на небо для беседы с Аллахом. Отмечается 27 числа месяца раджаб (7 месяц лунного календаря). Это событие отмечается во многих мусульманских странах. Ночь 27 Раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка.

Лайлат ал-бара — (ночь Бараат) ночь Творения, отмечается в ночь с 14 на 15 Шаабана по Хиджре (8 месяц лунного календаря). Мусульмане возносят особые молитвы за умерших и во искупление грехов.

Рамадан или рамазан — для мусульман, является месяцем обязательного  поста (саум) и один из пяти столпов ислама. В течение месяца рамадан мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря

Лайлат ал-кадр —  ночь Предопределения, отмечается в ночь на 27 числа месяца рамадан (9 месяц лунного календаря). Самая значимая ночь.  Этой ночью было начато «ниспослание» Мухаммеду Корана. Точная дата этой ночи неизвестна, наиболее вероятным считаются последние дни месяца Рамадан, нечётные дни, но многие богословы обращают внимание на ночь двадцать седьмого дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время.

Ураза-байрам — праздник разговения и Ид аль-Фитр, исламский праздник, который отмечают в честь окончания поста в месяц Рамадан. Отмечается первые три дня месяца Шавваль. праздник по случаю окончания месячного поста (уразы). Отмечается 1 шаввала (10 месяц лунного календаря).

День Арафат — последний день Хаджа, отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зульхиджа, примерно через 70 дней после окончания месяца Рамадан. В этот день участники Хаджа посещают гору Арафат возле Мекки и совершают намаз у её подножия.

Курбан-байрам — (Ид аль-адха) праздник Жертвоприношения, один из главных мусульманских религиозных праздников. Начинается 10 числа месяца зу-л-хиджжа (12 месяц лунного календаря) и длится три-четыре дня. Ислам предписывает всем верующим в этот день принести кровавую жертву (заколоть овцу, корову, верблюда).

Науруз — день весеннего равноденствия. Отмечается во многих мусульманских странах, хотя не имеет прямого отношения к исламу.

33. Легенда —  это поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. Это, эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Легенды как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время. Л. связаны преимущественно с персонажами священной истории (напр., христианскими или исламскими святыми, евангельскими персонажами), предания же — с персонажами мирской истории, причем элемент чудесного в них не обязателен. На сегодняшний день мифы и легенды также популярны как много лет назад. А зачем они нужны современному человеку? Да потому что древние мифы легли в основу современной культуры. Без хорошего знания мифов остаются непонятными многие известнейшие произведения литературы, живописи, скульптуры. Легенда является одним из важнейших нравственно — педагогических средств формирования личности.

 

 

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>